История храмов с. Троицкого

История храмов в селе Троицком Чеховского района Московской области

Введение
Духовное ожерелье

1890Если посмотреть на карту Чеховского района, становится видно: словно драгоценное ожерелье овивают его храмовые постройки. Лопасненская земля освящена молитвенными подвигами преподобного Давида Серпуховского и его учеников, основавших в 1515 г. в глухих лесах, на реке Лопасне, монастырь.
В 1954 г. поселок Лопасня был преобразован в город Чехов. На территории района в 1980-е гг. богослужения совершались только в трех храмах. Таков был результат войны с верой народа.
Сейчас, спустя двадцать лет, в районе один монастырь и 23 действующих прихода. В 12 из них проходит реставрация и восстановление.
История каждого села немыслима без истории сельского храма. С храма фактически начиналась история села, каждый владелец села старался на протяжении всей истории внести свою лепту в развитие храма, храм был в то же время практически ориентиром для путников, стремившихся найти это село. Как маяк для кораблей стоит храм на самом высоком месте, и купола его смотрят поверх вершин столетних деревьев, окружающих все селения Подмосковья, являясь одновременно и путеводным ориентиром, и подлинным маяком веры.
К храму приходят люди, священники в ранние времена были практически единственно грамотными людьми в округе и проводниками просвещения, как церковного, так и светского, к храму тяготела вся округа.
В процессе исследований, изучая, казалось бы, обычный сельский храм в селе Троицком, я пришел к интересным выводам – на территории села Троицкого ранее существовало два села, а в них три церкви. И все это на территории одного населенного пункта с примерной площадью всего лишь в один квадратный километр. Эти села — Троицкое-Ордынцы и Никольское-Макарово, а церкви: Храм Святой Троицы, Домовая церковь Сергия Радонежского и Церковь Николая Чудотворца. И как ожерельем окружали исторический центр Троицкого эти святые места.
Вашему вниманию предлагаются исторические очерки о каждой из этих церквей.
.

Краткая история села Троицкого

Село Троицкое раньше называлось – Ордынцы. Название «Троицкое-Ордынцы» существовало вплоть до начала XX века. Откуда же пошло это название? 

В словаре Ушакова под словом «ордынец» значится: «ОРДЫНЕЦ, ордынца, м. (истор.):

  1. Лицо, принадлежащее к татарской (Золотой) Орде.
  2. Выходец из татарской Орды на службе у московских царей.
  3. Пленник, выкупленный или бежавший из татарского плена в Орде.
  4. Татарская лошадь особой породы».
В недавно изданном топонимическом словаре Е.М. Поспелова «Географические названия Московской области» происхождение названия села связывается с некалендарным личным именем Ордынец.
Есть несколько версий возникновения названия села, но ни одно из них не получило должного подтверждения источниками.
Село Ордынцы, а примерно с 1680-х гг. Троицкое — Ордынцы существовало как небольшая вотчина (наследственное владение) Шишкиных – мелких дворян, служивших на службе Отечеству на южных границах Российского государства. Выходец из этого рода Юрий Федорович Шишкин в эпоху Петра Великого служил воеводой в Иркутске и Якутском остроге.
В начале XIX века владельцем села стал Андрей Петрович Оболенский, попечитель Московского учебного округа, на его плечи легла задача восстановления Московского университета после Отечественной войны 1812 г., с которой он блестяще справился. Андрей Петрович превратил имение в настоящий светский салон.
В летние месяцы к нему съезжались известнейшие люди – представители великосветской знати, творческой и научной интеллигенции Москвы. Среди них, П.А. Вяземский, Д.Н. Свербеев, Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, А.Н. Голицын и многие другие.  К сожалению, наследники А.П. Оболенского позволили имению придти в упадок и как следствие, оно в 1902 году было продано государству.
На территории села Троицкого в 1907 году было открыто крупнейшее медицинское учреждение Российской империи – Московская Окружная Лечебница для душевнобольных.
Лечебница в основном служила для содержания душевнобольных хроников и лиц, совершивших уголовные преступления в невменяемом состоянии, из Московской и окружающих ее губерний.
С этого времени история села Троицкого неразрывно связана с этим медицинским учреждением. Благодаря ему в настоящее время Троицкое — это одно из самых крупных сел в Чеховском районе. Лечебница, пройдя через различные структурные изменения и сменив несколько названий (сначала она была Московской Психиатрической Колонией – МПК, потом Московской Загородной Психиатрической Больницей – МЗПБ), теперь является Психиатрической больницей № 5 Департамента здравоохранения г. Москвы – крупнейшим медицинским заведением и градообразующим учреждением нашего села.
Такова вкратце история села Троицкое. И, конечно, без истории храмов история села была бы неполной. Дальше предлагаем вниманию читателей исторические справки о каждом из храмов в селе Троицкое.
.
.
 «Троица в Троицком». История церкви Святой Троицы
.

На погосте в Замытии». Ранняя история Троицкой церкви

.
В 1627-1628 гг., как только Россия немного оправилась от разрушений Смутного времени, патриарх Филарет решил провести ревизию всех церковных владений.
С этой целью во все концы Руси были отправлены дьяки Патриаршего Поместного приказа.  Они приезжали в каждый церковный приход и все там описывали. Приехали они и в село Ордынцы Замыцкой волости Московского уезда, что на речке Песоченке. Там они выяснили, что погост «в Замытии у Углишны», где издревле стояла церковь Святой Троицы, упразднен, а само село находится «в порожих землях» и на момент переписи стало пустошью. Скрупулезный дьяк Поместного приказа полностью описал все, что увидел в Ордынцах: «церковной земли 15 четвертей, а в двух по тому ж, сена 10 копен, лесу 5 десятин».
Пустошь Ордынцы в 1631 г. была продана государством в вотчину Захару Григорьевчу Шишкину. Источники свидетельствуют, что новый хозяин опять сделал пустошь Ордынцы селом. Захар Григорьевич Шишкин в 1640-х гг. (до 1646 г.) построил в Ордынцах деревянный храм в честь Святой Троицы, а село получило новое дополнительное имя – Троицкое. Первым священником — настоятелем храма в Троицком-Ордынцах был Кирилл Семенов. Интересно, что по дозорным книгам Патриаршего Казенного Приказа за 1680 год храм в Ордынцах назван по-прежнему              «в Замытее у Углешны».
Деревянный храм был построен с приделом Святителя Николая Чудотворца, о чем говорят более поздние по времени документы (например, указ Святейшего Патриарха Андриана 1696 года о выдаче двух антиминсов на старые престолы Троицкому священнику Андрею Сафронову).  В 1678 г. внук З.Г. Шишкина Данила Матвеевич вместо старой церкви ставит новую на том же месте. В церкви появляется новый священник Сафроний Григорьев. На освящении присутствовал сотрудник Патриаршего Казенного приказа Иван Неустроев, который обнаружил, что церковный приход не обложен над¬лежащим церковным налогом (десятиной). Поэтому «по сказке новопоставленного попа Сафрония» на дворы была положена десятина в количестве 24 алтын, которые упомянутый Неустроев и собрал в этот год. В указной статье о церковной десятине перечислено, что в церковный приход входило 18 крестьянских и 5 бобыльских дворов, то есть, помимо самого села Ордынцево к приходу относились и некоторые окрестные деревни.
Церковную дань Неустроев, конечно, собрал, но при этом ошибочно записал церковь в состав Пехрянской церковной десятины Крутицкой епархии. А к 1674 г. оказалось, что окрестные церкви принадлежат другой десятине — Перемышльской.
В эту десятину в описываемое время входило около 50 церковных приходов из современных Подольского, Серпуховского, Чеховского и Домодедовского районов, а так же из Калужской области. В частности, известно, что к ней принадлежали церкви  в Молодях,Любучанах,Мещерском, Прохорове.
Центром этой десятины была церковь в ныне несуществующем городке Перемышль под Подольском.
В 1694 г. церковь «переписана в Перемышльскую десятину, по близости».
4 мая 1696 г. по указу Патриарха в церковь попу Андрею Сафронову были даны два антиминса, один из них на упомянутый в документах придел Чудотворца Николая.
Предполагается, что каменный храм на месте старой деревянной церкви был построен следующим владельцем села Юрием Федоровичем Шишкиным в 1712 году. Известно, что в 1713 году Синодальный Казенный Приказ разрешил освятить придельную церковь во имя святого пророка Ильи и в селе Троицком «подле каменные церкви Пресвятыя Троицы». На основании визуальных исследований во время реставрационных работ в настоящее время современные архитекторы сделали вывод, что придел пророка Илии и основное церковное здание относятся к одному архитектурному сезону. Отсюда и предположение о строительстве каменного храма в 1712 году.
На освящении предела в 1713 г. присутствовал про¬топоп Большого Успенского собо¬ра Федор с братией, он же выдал антиминс на новый престол.
.

Троицкая церковь в XIX в.

Новый этап в развитии Троицкой церкви связан с новыми владельцами Троицкого князьями Оболенскими.       В 1828 г. Андрей Петрович Оболенский перестраивает церковь, дополняя ее апсидой и трапезной. При его сыне Михаиле Андреевиче в 1856 г. состоялось вторичное возобновление церковной писцовой земли Троицкого храма.

В октябре 1866 года вдовой княгиней Аглаидой Петровной Оболенской было подано прошение на имя митрополита Филарета Московского: «Имею я желание на собственное мое иждивение к каменной Троицкой церкви, состоящей в моем имении…, вновь пристроить с правой стороны трапезы придел во имя Божьей Матери Печерской в симметрию к существующему с левой стороны приделу во имя Святого Пророка Илии с устройством под ним вновь фамильного склепа, ассигновываю на то 5000 рублей серебром».
В 1867 году новый придел во имя Печерской Божьей Матери был торжественно освящен, а вся трапезная
часть церкви была капитально переделана. Внук Андрея Петровича князь Дионисий Михайлович Оболенский (владел селом в 1871-93 гг.) долгое время состоял церковным старостой. Он часто выступал заказчиком и украшал на свои средства приходскую церковь. В 1872-77 году по проекту московского архитектора В.О. Груздина был переделан старый троечастный алтарь, вместо которого построен алтарь с одним полукружием.
На 1874 г. в приходе Троицкой церкви значилось 155 дворов с населением 518 душ мужского пола.
В 1876 г. Д.М. Оболенский произвел закупку разной церковной утвари и имущества для богослужения. В 1878 году был отреставрирован старый иконостас главного алтаря. К 1877-1878 годам относится масляная живопись, которую выполнил живописец Дмитрий Александрович Култыгин.

Троицкая церковь в начале XX века.

В 1907 году на территории села Троицкого открывается Московская Окружная Лечебница (МОЛ), и история села развивается в непосредственной связи с историей этого медицинского учреждения. Тем не менее, происходят и не связанные с историей МОЛ события. Продолжает успешно функционировать церковь Святой Троицы, обслуживая достаточно крупный участок, некогда входивший в состав большого имения князей Оболенских. В частности, на территории деревни Антропово существовала специальная часовня, около которой совершались богослужения. Остатки этой часовни существуют и сейчас.
По легенде на этом месте были похоронены участники войны с Наполеоном.
Согласно клировым ведомостям Троицкой церкви за 1916 год, составленным в январе 1917 года, церковь имела три престола: во имя Святой Живоначальной Троицы, во имя Киево-Печерской Божьей Матери, во имя Святого Пророка Божьего Ильи.
Церкви принадлежала усадебная земля с погостом 3 квадратные десятины, сенокос 40 десятин, лес 37 десятин и 10 десятин неудобий.
Дома причта построены тщанием священника и псаломщика в 1912 году и составляли их собственность.
Также имелась церковная сторожка. Опись церковного имущества заведена в 1911 году.
Последний (до закрытия церкви) священник Троицкой церкви Александр Васильевич Ильинский родился 6 января 1880 года в семье священника церкви Михаила Архангела села Хлевино Серпуховского уезда. В 1896 году Александр Васильевич Ильинский закончил Перервинское Духовное Училище, в 1902 году – Московскую духовную семинарию с аттестатом 2 разряда.
В сентябре 1902 года Советом Кирилло-Мефодиевского братства он был назначен законоучителем в Мисуевскую церковно-приходскую школу, Богородицкого уезда.  В августе 1904 года переведен в Лужниковскую церковно-приходскую школу Серпуховского уезда. С 1 марта 1906 года определен в священники в село Троицкое.
С июля 1906 года он начинает вести уроки Закона Божьего в Антроповской школе, с ноября 1910 года одновременно – в Зыкеевской двухкомплектной школе.
В апреле 1911 года за усердное преподавание Закона Божьего он был награжден набедренником . С января 1916 года А.В. Ильинский состоял членом благочинного совета 5 округа, с февраля 1916 года членом Подольского уездного отделения Кирилло-Мефодиевского братства, с марта 1912 года – членом Молодинского волостного попечительства о бедных, с августа 1914 года казначеем комитета лазарета для раненых 5 и 6 благочинных округов. 6 мая 1916 года награжден скуфьею .
Вместе с отцом Александром Ильинским в Троицком проживала его семья: жена Екатерина Ивановна 1882 г.р. и дети: Николай, 1907г.р., Сергей, 1909 г.р., Иоанн, 1913г.р.
Также в храме служил псаломщик Алексей Васильевич Руднев, 1864 г.р.
Из его биографии известно, что в августе 1884 года он служил псаломщиком Крестовоздвиженской единоверческой церкви, Богородского уезда. 16 июля 1890 года переведен в Троицкий храм. 17 января 1886 года посвящен в стихарь. С А.В. Рудневым жила его жена Анна Васильевна.
Его сын Руднев Василий Алексеевич, 1897г.р., служил псаломщиком в Серпухове. Просфорница Александра Ивановна Цветкова, 1863 г.р., из духовного звания была уволена в 1912 году. С 1916 года церковным старостой был крестьянин деревни Антропово Андрей Петрович Петров.

Судьба Троицкой церкви в эпоху безверия

В 1923 году в селе Троицком в документах упоминалась Троицкая церковь с приделами Святого Пророка Илии и Печерской иконы Божьей Матери. Кроме здания церкви, упоминалась деревянная сторожка при храме. В 1920-х годах в приходе церкви числилось 189 дворов с населением более 1200 человек.

14 января 1922 года была составлена опись имущества Троицкой церкви. В Церкви значились: два антиминса, два аналоя, медное блюдо для хлеба, металлический венец, голгофа, медная дарохранительница, три евангелия, три дубовых жертвенника, три завесы, серебряный наперстный крест, два кадила — высеребренное и медное, котомник, кропило, крестильное деревянное яйцо, крестильная купель, шестнадцать лампад, полфунта ладану, пять фунтов деревянного масла, три паникадила, двадцать восемь подсвешников , три дубовых престола, плащаница, пять фунтов свечей, семь риз, вызолоченный серебряный сосуд, тринирий, четрые металлических хоругви, два деревянных шкафа, водосвятная чаша и ящик церковный. В церкви были иконы: две в серебряных ризах в иконостасе под стеклом, четыре в медных ризах в иконостасе под стеклом, пять без риз в иконостасе под стеклом, четыре в медных ризах в иконостасе без стекла, и сорок икон без стекла и риз.
Такая опись имущества была составлена в тот год не случайно. По всей стране набирала обороты деятельность Союза воинствующих безбожников под руководством Емельяна Ярославского, и составление официальными советскими учреждениями описей имущества Русской Православной Церкви было важным пропагандистским ходом, показывающим «богатства» церкви. Но, как видно из описи, не такой уж богатой была Троицкая церковь – обычное имущество провинциального сельского храма.rem2
Вскоре приходскому священнику пришлось выделить часть имущества храма в фонд помощи голодающим. Об этом свидетельствует найденный в архивах «Протокол по изъятию ценностей из Троице-Ордынской церкви» от 4 мая 1922 года. В нем указано что «представители верующих» священник Александр Ильинский и церковный староста Пичугин передали представителям Молодинского волостного исполнительного комитета Симонову и Короткову для передачи в Гохран две серебряные ризы (18 фунтов 53 золотника). Помимо этого отец Александр добровольно пожертвовал голодающим серебряный крест с серебряной цепочкой весом 1 фунт. Неясно, досталось ли Троицкое церковное серебро самим голодающим…
Тем не менее, в конце протокола значится «стандартная» формулировка: «со стороны представителей общины верующих при передаче ценностей заявлений, жалоб на неправильности, допущенные при изъятии церковных ценностей – нет». Да, в 1920-е годы еще «учитывалось» мнение верующих….
Накануне Великой Отечественной войны к мнению верующих уже никто не прислушивался. И когда, учитывая расположение (на бугре) и высоту храма, на куполе был установлен пост противовоздушной обороны с соответствующим разрушением маковки церкви и снятия креста, уже не у кого было спрашивать «согласие» на этот поступок. Священник давно уехал, прошла волна антирелигиозных погромов, имущество Троицкого храма было разграблено, даже надгробия около церкви были вывезены некими «военными», сама церковь была закрыта, и лишь последний церковный сторож, по воспоминаниям старожилов, пытался воспротивиться словами «не вами строилось, не вам разрушать».
После Великой Отечественной войны в здании церкви размещалось общежитие для сотрудников психиатрической больницы, сельская библиотека а в 60-е годы церковь осталась бесхозной. Предприимчивые селяне тут же начали разбирать церковь на кирпичи. Ни один погреб был построен из этого строительного материала.
Тем не менее, 30 августа 1960 года постановлением Совета Министров СССР за №1327 Троицкая церковь признана архитектурным памятником и поставлена «на государственную охрану», а в 1976 г. сведения о церкви были помещены во второй том каталога «Архитектурные памятники Московской области»
17 марта 1976 года инспекторская комиссия Чеховского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры обследовала это бесхозное здание.
Согласно  материалам комиссии состояние церкви было следующим:
1)    Оконные проемы приделов сильно повреждены. В стене соборного придела     прорублен широкий (до 3 м.) проем.
2)    Внутренние перегородки разобраны.
3)    Над северным порталом в киоте была белокаменная плита с резной храмозданной подписью. Она не сохранилась.
4)    Колокольни нет, верхние ярусы колокольни были утрачены ранее, крыша снята, стены разрушаются и разбираются местными жителями.
5)    Барабан на куполе храма сохранился, креста нет.
6)    Снята железная кровля на купольном перекрытии, в самом куполе пробоина площадью около 5 м., с западной стороны.
7)    Железное покрытие над трапезной, приделами и алтарем отсутствует.
8)    Внутри церкви огромные ямы, нагромождение кирпича и мусора.
9)    К церкви с северо-востока примыкает парк, а с юга вблизи проходит автодорога.
Комиссия ставила вопрос перед сельсоветом о пресечении и наказании лиц, виновных в разборке памятника, а также добивалась консервационных работ, включающих установку железного покрытия над куполом, алтарем, трапезной и приделами и закрытия входа посторонним внутрь памятника.
Но, к сожалению, эти меры не возымели действия. Церковь разрушалась и к началу 1990-х гг. имела удручающий вид.

Возрождение Троицкой церкви. Троицкая церковь в настоящее время

С 1996 года на территории храма ведутся восстановительные работы. Священник Спасского храма села Прохорово отец Владимир одновременно служил и в Троицком храме. Община ведет большую просветитель¬скую работу. Батюшка часто печатается в московской прессе, является членом общественного Коми¬тета «За нравственное возрождение Отечества», борется за сохранение памятников истории (в частности, парка Трубецких в селе Прохорово).
Многие прихожане Троицкого храма помнят, какими трудами досталось селу возрождение поруганной святыни. Сколько сил и средств было потрачено на каждый этап реставрации, как, не жалея сил и своего слабого здоровья, отец Владимир лично участвовал в строительных работах.
Многие помнят, как Он сам устанавливал крест на основном куполе церкви, когда вокруг еще была громадная помойка – самый наглядный продукт эпохи безверия. На первом освящении куличей на территории храма батюшка учил прихожан, в какую сторону надо креститься и как правильно провести этот великий праздник.
Стараниями всех известных и пожелавших остаться неизвестными соратников благого дела и самого отца Владимира, 19 марта 2006 года реставрация Троицкого храма дошла до очередной радостной для жителей села стадии. Во время строительства колокольни у прихожан возникло желание установить колокола.
Необходимые 330 тысяч рублей собирали всем миром, средства на закупку колоколов поступали исключительно из сбережений прихожан. Многие откликнулись на призыв сбора средств, поэтому деньги были собраны быстро. Почему? Вероятно, потому что русский народ любит храмовое благочестие, в его сердце по-прежнему живет колокольный звон, успокаивающий и поднимающий лучшие духовные стороны души. Поэтому, вероятно, с возрождением подобных поруганных в годы советской власти святынь, со звоном колокола русские связывают свои затаенные надежды на возрождение нашей Родины.
Было заказано четыре колокола. Они были отлиты в Тутаеве Ярославской области по особой технологии с использованием глиняных форм и лекал.
Перед непосредственным поднятием главного колокола церкви отец Владимир произнес проповедь, в которой выразил надежду, что колокольный звон, который будет раздаваться со звонницы, позволит людям, слушающим эту мелодию, покаяться в своих грехах и тем самым стать лучше.
Возрождение поруганных святынь – шаг на пути возрождения России. «И это будет!» — сказал отец Владимир.
Еще он добавил, что колокола — это не только внешняя атрибутика церковного быта, не только музыкальное сопровождение к обрядам. Ведь не зря в «чине благословения колокола» сказано:
«Яко да вси слышащие его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего». Полюбив церков¬ный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием време¬ни богослужения, но слу¬жит и выражением радости, грусти и торжества.
Несмотря на то, что погода выдалась не весенняя, был сильный ветер и шел снег, народ не расходился и ждал, когда колокол «заговорит». И он заговорил. Стараниями рабочих колокол был поднят на свое законное место и закреплен на звоннице. Раздался благовест. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале, например, Богослужения. Казалось, что присутствующие у храма люди получили в свои сердца особую весть. Лица прихожан озарились радостью. Возможно, у них появилась надежда на то, что с этим событием село Троицкое сможет по праву носить свое имя, имя Пресвятой Троицы.
А совсем недавно – 13 марта 2011 года – в дни Великого поста – для прихожан и жителей села Троицкое произошло памятное и значимое событие. На возрожденную колокольню были подняты и установлены новый купол и крест.
Торжественное богослужение в этот день совершил благочинный Чеховского округа священник Александр Сербский в сослужении настоятеля храма священника Александра Алехновича и диакона Алексия Куликова. На богослужении молились Глава сельского поселения Любучанское О.С. Карпова и заместитель главного врача Психиатрической больницы №5 Ю.Т. Каганович.
По завершении чина Торжества Православия был освящен купольный крест, восстановленный мастерами реставрационного предприятия «Эльба-строй» по фотографии XIX века. После службы рабочие, используя специальные приспособления, аккуратно подняли и установили купол и крест на высокий шпиль колокольни.
Хочется искренне надеяться, что возрождение храма побудит в православных села Троицкое и всего Чеховского района только лучшие чувства, что они, слыша утром колокольные напевы, вспомнят о своих грехах и покаются в них. Лишь с возрождения духовного в каждом человеке можно возродить духовное в нашем многострадальном Отечестве.
.
История Сергиевской церкви
.

Обстоятельства постройки и краткая история психиатрической больницы в селе Троицкое

Необходимость постройки крупного психиатрического учреждения для обслуживания центральных губерний Российской империи в начале XX века встал очень остро. Не случайно в приобретенном в 1902 году государством имении «Оболенское» было организовано строительство Московской Окружной лечебницы для душевнобольных. За два года в 1905-07 гг. был выстроен целый больничный городок на одну тысячу койко-мест. Официальное открытие Лечебницы было приурочено к церковному празднику святого Сергия Радонежского, что в то время было особенно знаменательно, поскольку домовая больничная церковь была посвящена именно этому святому, директора вновь открытой Лечебницы звали Сергием, а недавно убитый Московский губернатор, на первых порах покровительствующий строительству был великим князем Сергеем Александровичем, братом императора Николая II.
Московскую Окружную Лечебницу в 1910 году посетил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, а после революции и гражданской войны Лечебницу преобразовали в Московскую Психиатрическую Колонию с сельскохозяйственным уклоном. Но постепенно в Колонию стали снова поступать хронические пациенты, и встал вопрос о возвращении прежнего статуса. В 1935 году Колонию преобразовали в Московскую Загородную Психиатрическую Больницу, а с 1970-х гг. больница стала называться Психиатрической больницей №5 и относиться к руководству города Москвы.
Теперь попытаемся поведать историю домовой больничной церкви Святого Сергия Радонежского.
.

Домовая Сергиевская церковь при Московской Окружной лечебнице для душевнобольных

Домовая Сергиевская церковь была освящена в день открытия больницы в конце 1907 года.
Центр главного подъезда Московской Окружной Лечебницы был по существу четырехэтажный, т.к. домовая церковь, размещавшаяся на третьем этаже, была в два света, и над нею еще возвышался чердак с куполом, колокольней и встроенной на фасаде нишей, где в человеческий рост была вставлена икона с изображением святого Сергия Радонежского.
С тыльной стороны фасада была колокольня с главным колоколом и четырьмя подголосками.
Искусство русских мастеров — каменщиков, даже в такой, чисто казенной постройке, какой была лечебница, проявилось своеобразно. Все здания, построенные из кирпича на известковом растворе, не производили сколько-нибудь угрюмого, мрачного вида.
Карнизы, отливы и небольшие углубления под окнами; точно вырезанные рукой искусного мастера арки над входами на лестничные клетки; выступы из кирпичей под карнизами и кровлей производили впечатление каменных кружев вокруг всего здания, как по внешней, так и тыльной стороне фасада здания.
Особенно наряден вид главного подъезда с двумя колоннами по сторонам входа.
Опытная искусная рука мастера — каменотеса прекрасно выполнила замысел архитектора. И это тем примечательнее, что мастер имел дело с таким материалом, как кирпич, а инструментом для обтески камня служила неразлучная кельма.
Чистота работы русских каменщиков была и по безукоризненно ровному шву кладки, как по горизонтали, так и по вертикали. Вся «механизация» заключалась в тачке для подвозки песка и извести. Кирпич подносился на знаменитой «козе».
Домовая церковь была, как бы сейчас сказали, структурным одразделением в составе Лечебницы. Клир церкви – священник и псаломщик входили в штатное расписание лечебницы и получали соответствующее содержание. Священник получал годовое жалование в размере 450 рублей, и ровно столько же он получал содержания, т.н. «столовых». Псаломщик «столовых» не получал, его годовое жалование составляло 240 рублей.
При этом церковь была одновременно и в епархиальной структуре Православной церкви, входя как отдельный приход в 6-й благочиннический округ Подольского уезда Московской епархии. Клиру соответственно гарантировалось пенсионное обеспечение в соответствии с Высочайше утвержденным 3 июня 1902 г. уставом о пенсиях и единовременных пособиях священников и псаломщиков епархиального ведомства.
О характере деятельности клира с пациентами свидетельствует годовой отчет по Московской Окружной Лечебнице за 1910 год.
«Удовлетворение религиозно-нравственных потребностей за отчетный год совершалось таким же образом, как прежде. Церковные службы посещались приблизительно 20-25% призреваемых. Это сравнительно небольшое число объясняется тяжелым составом больных. В большие праздники священник обходил со Святым Крестом и водою все отделения лечебницы. В случаях, когда было заявляемо больными желание, или в случаях физической болезни и слабости больного священник приглашался в отделение к постели больного. Во время постов желающие из больных говели, кому было возможно в храме, кому нельзя, были исповедуемы и причащаемы в отделениях».
Первым священником Московской Окружной Лечебницы (МОЛ) был Николай Петрович Иванов. Прибыл в Лечебницу он из села Молоди 27 апреля 1907 г. с женой Ивановой Елизаветой Алексеевной и сыновьями – Николаем 1900 г.р., Валентином и дочерью Марией. Старший сын Н.П. Иванова в МОЛ никогда не был, так как с 1909 по 1915 гг. учился в Московской Духовной Семинарии, а до этого в Перервинском Духовном Училище.
Второй его сын Николай с 23 апреля по 7 июня 1916 г. успел поработать в Лечебнице помощником надзирателя.
Служил отец Николай в Лечебнице примерно до конца 1916 года.
Накануне отставки Н.П. Иванова 11 октября 1916 года в Лечебнице торжественно отметили 25-летнюю годовщину его бессменного священнослужения в Подольском уезде.
Как отмечалось в церковной прессе «само чествование … носило характер полной искренности и сердечности. О. Иванов в течение 25 лет был светочем правды, мира, любви и добра: будучи сам «сыном народа», он всю свою деятельность направил на пользу церкви, родного русского народа, Царя и Отечества, на защиту которого он отдал самое дорогое: четырех своих сыновей, из которых старший (опора семьи) Александр пал смертью храбрых на поле брани. Энергичная деятельность о. Иванова в приходе и его заботы о Храме обратили внимание епархиального начальства, которое в воздаяние его ревностных трудов постоянно награждал его вплоть до золотого наперсного креста и ордена святой Анны III степени включительно. Эта его любовь к ближним и забота о них сблизила о. Иванова, как пастыря, со своими пасомыми – служащими при Московской Окружной Лечебнице, которые приняли самое горячее участие в его юбилее, в особенности же своим личным трудом по украшению Храма, где происходило чествование юбиляра».
Само чествование началось 10 октября 1916 года всенощным бдением, которое совершилось священниками Федором Борзенковым и Николаем Сироткиным. С приветственным адресом к юбиляру обратился священник Николай Виноградов. В частности, он отметил «его заслуги как начальника для одних, как пастыря для других и как доброго, примерного труженика – для всех».
От священников 5-го и 6-го благочинных округов Подольского уезда Московской губернии юбиляру была преподнесена ценная икона святого преподобного Сергия работы Оловянишникова. В своей ответной речи растроганный о. Иванов с большим волнением благодарил собравшихся за их любовь и признательность к нему, указав, что все достигнутое им в течение 25 лет его служения было совершено при помощи Бога и дружной поддержкой его соратников на Ниве Божьей. По окончании молебна с юбиляром во главе все направились в главный зал лечебницы, где было продолжено чествование. «Затем полились речи, полные любви к юбиляру от его бывших сослуживцев по 5-му округу и от почитателей. Длинной вереницей стали подносить юбиляру подарки на добрую память к его юбилею».
«Торжество закончилось трапезой, которая отличалась искренней сердечностью. Здесь тоже было произнесено много речей, о. Сироткиным и др.
Было много воспоминаний из общей совместной деятельности юбиляра и его сослуживцев».
В Центральном Архиве Московской области сохранились клировые ведомости домовой больничной церкви за 1916 год, составленные в январе 1917 года.
В них указано, что священника Н. Иванова в 1916 году сменил о. Александр Востоков.
Священник Александр Игнатьевич Востоков родился в 1858 году в семье священника. Обучался в Московской духовной семинарии. С ноября 1879 года он работал учителем Гололобовского народного начального училища Коломенского уезда. С 1 сентября 1880 года проходил должность надзирателя духовного училища при Синодальном хоре и одновременно был учителем при Чудовском архиерейском хоре. С 1 марта 1881 года состоял учителем при фабричном училище Реутовской мануфактуры Московского уезда. С 4 марта 1883 года определен на священническое место к Николаевской села Губино церкви Можайского уезда. 22 марта рукоположен в священники. С 1 ноября 1883 года законоучитель – наблюдатель Кутловского начального училища ведомства Московского Императорского Воспитательного дома. С 1 января 1889 года состоял законоучителем Губинского начального народного училища. 6 ноября 1889 года определен священником к Богородице-Рождественской церкви села Шестакова Клинского уезда. С 1 января 1892 года состоял заведующим Фенкинской школы грамотности. С февраля 1890 по сентябрь 1904 года законоучитель Шестаковского народного училища, за хорошую работу в этом училище награжден набедренником.
С сентября 1889 по сентябрь 1904 года состоял заведующим религиозно-нравственными чтениями при Шестаковском училище. В январе 1897 года, за участие в переписи награжден темно-бронзовой медалью, на ленте из государственных цветов. В декабре 1897 года награжден скуфьей.
30 сентября 1900 года – член строительной комиссии по постройке церковно-приходской школы в селе Ильинском-Толбужине. В сентябре 1904 года переведен к московской, Троицкой, на Воробьевых горах, церкви. В апреле 1905 года награжден камилавкой.
Священником домовой больничной церкви он был назначен 6 сентября 1916 года. Имел помимо прочих наград серебряную медаль в память царствования Александра III.
Вместе с ним проживала его жена Мария Кузьминична Востокова, 1864г.р. Его дети на момент составления клировых ведомостей были уже взрослыми и находились в разных местах: Федор Александрович Востоков, 1884г.р., состоял учителем Данковской гимназии, Рязанской губернии; Зинаида Александровна Востокова, 1887г.р., работала учительницей в Московском начальном городском училище; Анна Александровна Востокова, 1890г.р., состояла учительницей в Московском Андроньевском народном начальном училище; Борис Александрович Востоков, 1892г.р., отбывал вольноопределяющимся воинскую повинность.
В 1909 году в Лечебнице открылась начальная школа для сотрудников, и первым учителем школы стал псаломщик В.В. Андреев (впоследствии после революции он работал в органах образования г. Подольска). В.В. Андреева 2 декабря 1912 году заменил Евгений Георгиевич Беляев.
Евгений Георгиевич родился 16 февраля 1892 году в семье священника села Якшино Коломенского уезда Московской губернии Беляева Георгия Ивановича. В 1906 году Евгений Георгиевич окончил Коломенское духовное училище. В 1912 году окончил полный курс в Московской духовной семинарии, со званием студента. Имел свидетельство об отличном знании пения и способностях обучать оному и хоровому. С 1914 года состоял секретарем лазарета для раненых 5-го и 6-го благочинных округов. С 1916 г. также состоял членом комитета благочинной библиотеки 6-го благочинного округа. Уволился Евгений Георгиевич из МОЛ 1 октября 1918 года, уехал в город Рузу.
К Евгению Георгиевичу части приезжали погостить его братья: Борис (24 августа — 1 сентября 1913 г., 5 сентября 1914 г. -24 августа 1916 г.) и Николай (14 мая-10 июля 1916 г.).
Также в МОЛ служили другие братья Евгений Георгиевича: Петр помощником надзирателя (30 июля-6 октября 1914), Дмитрий канцелярским служащим (23 мая-10 сентября 1916 г.).
Старостой храма весь указанный период был главный врач Лечебницы Сергей Диомидович Колотинский.

Судьба Сергиевской церкви и ее возрождение в настоящее время

После революции храм был закрыт, помещения использовались под лечебные мастерские, потом под концертный зал.
В наше время, когда многие святыни возвращаются церкви, было принято решение о воссоздании на территории больницы домовой церкви во имя святого Сергия Радонежского.
Постепенно началась работа по переоборудованию зала в место отправления религиозных обрядов.
К людям постепенно возвращается понимание того, что храм — это не просто молитвенное сооружение, в нем пребывает особенная благодать, или милость Божья.
Домовая церковь Преподобного Сергия Радонежского, которая до революции была украшена благородным растительным орнаментом в стиле модерн с византийскими элемен¬тами, реставрируется.
12 февраля 2005 г на главу храма преподобного Сергия Радонежского был поднят и установлен новый позолоченный крест, видный с разных точек территории — из зарешеченных окон, из двориков для прогулки душевнобольных.
После Божественной литургии в храме Святой Троицы прихожане и клир крестным ходом проследовали на территорию больницы. Настоятель Спасского храма села Прохорово протоиерей Владимир Переслегин отслужил молебен с чином освящения креста.
Психиатрическая больница №5 является учреждением закрытого типа, но это событие происходило при большом стечении народа. Прихожане храма Святой Троицы, жители села, сотрудники и пациенты смогли присутствовать благодаря содействию главного врача больницы В.С. Воронина, его заместителей: Ю.Т. Кагановича, В.Д. Колий, заведующей культбазой Т.Д. Крушинской.
По окончании молебна верующие, совершив поклонение, приложились к освященному кресту, после чего под руководством архитекторов он был водружен реставраторами на завершение церкви.
Крест был изготовлен в московской реставрационной мастерской А. В. Пятова по чертежам архитекторов В.И. Якубени и Н. В. Семеновской. Чертежи воспроизводят утраченный дореволюционный крест, изображение которого сохранилось на архивных фотографиях больничного музея. Фрагменты креста, неподдающиеся прочтению на старинных снимках, восстановлены методом аналогий.
Таким образом больнице, которая вместе с тем представляет собой огромный историко-архитектурный комплекс, возвращен исторический облик.
А 14 апреля 2006 года состоялось водружение иконы Сергия Ра¬донежского на прежнее место в специально оборудованную нишу под маковкой, где до революции находилась первоначальная икона.
Накануне настоятель церкви отец Владимир провел в домовой церкви над пациентами больницы теперь уже традиционное соборование. Это таинство иначе называется елеосвящение и совершается над больными для исцеления их от немощей душевных и телесных.
Во время этого таинства священник крестообразно помазывает у больного чело, щеки, грудь, руки, произнося в то же время молитву к Господу, чтобы Он, как врач душ и телес, исцелил Своего больного раба или рабу Свою «от телесныя и духовныя немощи». После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает — как бы исцеляющую руку Самого Спасителя — на голову болящего и при этом молит Господа о прощении всех его грехов.
Весь этот обряд применительно к пациентам психиатрической больницы №5 имеет важнейшее смысловое значение. Озлобленность, дикость душевной болезни должна уступить место истинной православной вере, и только через веру человек может по-настоящему избавиться от помешательства, которое, согласно православной вере, есть вселение пособников Дьявола в душу человека.
И выгнать Дьявола можно только искренним покаянием в своих грехах и праведной, согласно Заповедям, жизнью.
Водружение иконы святого Сергия на ее законное место тем самым может олицетворять очередной этап отхода от эпохи безверия под окормляющую руку Единой Соборной Православной Церкви.
.
Сведения о Никольской церкви и селе Никольское — Макарово
.
В процессе изучения истории села Троицкого стали попадаться разрозненные сведения о существовании в окрестностях села Троицкого еще одного села и одной церкви. Ниже представляется попытка собрать воедино эти сведения в одну общую картину. Справедливо это или нет, решать читателю.
В 1640-е гг. при упоминании в документах Троицкого храма указывается, что помимо главного Троицкого алтаря в церкви есть придельный алтарь в честь Святителя Николая Чудотворца. В частности, имеется указ Святейшего Патриарха Андриана от 1696 года о выдаче Троицкой церкви двух антиминсов на престолы Святой Троицы и Николая Чудотворца.
Но позже, уже в XIX веке Троицкий храм имел совсем другие пределы: в честь святого пророка Илии и Печерской Иконы Божией Матери. Не мог же придел Николя Чудотворца просто исчезнуть.
Владельцы села Троицкого дворяне Шишкины в конце XVII века, к началу Петровских преобразований стали весьма многочисленным семейством, поэтому имение пришлось делить между всеми наследниками. В 1710 году владельцами имения было трое из Шишкиных: Семен Михайлович и Григорий и Юрий Федоровичи. Впоследствии в разное время владельцами имения были: Василий Михайлович, Петр Семенович, Сергей Петрович Шишкин, дочери Василия Михайловича Шишкина Анна и две Марии, их мужья А.Я. Маслов и Л.А. Клокачев и их дети М.А. Маслова и В.Л. Клокачев.
Доли выделялись не только в целом имении, делились также окружающие Троицкое деревни Зыкеево, Тупичино, Поспелиха, Антропово, Ботвинино и Томарово.
Согласно экономическим примечаниям к Генеральному межеванию 1768 года кратко имение Троицкое описывается так:
«Село Троицкое, Ордынцы тож, … село по обе стороны оврага, церковь каменная, господских два дома, один каменный, другой деревянный, при них регулярные парки с плодовыми деревьями.
Два господских дома в одном селе, учитывая, что на 1768 год владение делилось между четырьмя владельцами: Семеном Михайловичем Шишкиным и его племянницами, дочерьми Владимира Михайловича Шишкина — Марией Васильевной Ивановой, поручицей Анной Васильевной Клокачевой и Марией Васильевной Чириковой.
Семен Михайлович Шишкин, к этому времени уже отставной гвардейский майор и коллежский советник, живя постоянно в имении, понимал, что со временем количество наследников еще больше увеличится, и все они будут претендовать на долю в имении. И он принимает неординарное решение – он основывает новое село, которое назвал Макарово. Экономические примечания к Генеральному межеванию 1768 года дают ему следующее описание:
«Село Макарово, Никольское тож, …церковь деревянная Чудотворца, господский дом деревянный, и при нем сад с плодовыми деревьями».
О церковном участке есть сведения, что там «жилья нет, одна деревянная церковь во имя Чудотворца Николая».
Вот и «пропавший» придел Николая Чудотворца – Семен Михайлович преобразовал его в отдельную церковь. В имение С.М. Шишкина помимо села Никольское-Макарово вошли три деревни: Поспелиху, Зыкеево и Тупичино.
В имении «Никольское, Макарово тож» (собственность Семена Михайловича Шишкина) при межевании 6 сентября 1768 года оказалось пашни почти 500 гектар, перелога и мелкой лесной поросли около 30 гектар, леса и сенного покоса почти по 50 гектар, участок местной дороги 8 гектар, участок реки и ручьев около 10 гектаров. Само селение занимало территорию 14 гектар, общее количество душ в имении (Никольское-Макарово, Зыкеево и Тупицино) — 168.
В 1772 году Семен Михайлович Шишкин скончался. А 16 июня 1987 г. местными краеведами И.Г. Дроздовым и В.А. Денисовым при содействии А.Д. Григоренко, была найдена его мо¬гильная плита:
«1772 года декабря с 13-ro на 14 (дальше надпись неразборчива) скончался (дальше надпись не разборчива) советник (дальше надпись неразборчива) Семен Михайлович Шишкин».
Это ниточка, ведущая к локализации места нахождения Никольского храма – современное кладбище села Троицкое.
Само село локализовать труднее, хотя имеющиеся карты XVIII века приблизительно ориентируют        исследователя к западу от Троицкого. То есть, в самом селе Никольское-Макарово церкви не было, она была на расстоянии приблизительно километра к юго-востоку от Макарово, и ровно на юг от Троицкого.
Такое вот интересное решение принял Семен Михайлович Шишкин. Но его наследникам не долго удалось попользоваться вновь образованным имением. В конце XVIII-начале XIX века у наследников С.М. Шишкина все имение частями было куплено новым владельцем Троицкого князем Андреем Петровичем Оболенским, вновь объединившим все владения Шишкиных, но уже под своей рукой.
При этом Никольский храм не был упразднен, а продолжал функционировать вплоть до первой четверти XIX века. При этом, Оболенские, занятые украшением и благоустройством Троицкой церкви, Никольской внимания особого не уделяли. Храм ветшал. А 23 января 1828 года митрополиту Московскому Филарету пришел рапорт Троицкого священника Алексея Антониева, который просил у митрополита разрешение «разобрать обветшалую кладбищенскую в оном селе деревянную церковь и на месте ее устроить часовню». Резолюция гласила: «Дозволить из материала обветшалой деревянной церкви, для означения и охранения места бывшего святого престола устроить небольшое здание с поставлением икон, а остальной материал употребить по соблюдающему в таких случаях приличию».
В 1839 г. церковная земля, приписанная к Свято-Троицкому храму от упраздненной церкви села Никольского-Макарова тож, вошла в общий «Геометрический специальный план Московской губернии Подольского уезда писцовой церковной земли села Троицкого-Ордынцы тож владения причта 1852 г.». Среди наиболее древних захороне¬ний имеется гранитный памятник «в Бозе-почившей Луизы Васильевны Боньер», скончавшейся в 1863 году. Кладбищенская часовня, по заверениям старожилов, существовала вплоть до 1950-х гг. Однако описание часовни, согласно этим же воспоминаниям, сильно разнятся.
В настоящее время Троицкое кладбище не имеет планировки, захоронения расположены в хаосе,
многие могилы «натыканы» одна на другую, пре¬вращая кладбище в ужасный лабиринт из крестов и оград.
Традиционно кладбище делится на три больших участка. Это «старое кладбище», известное с дореволюционных времен; «новое кладбище» с захоронениями, начиная-с 60-70-х гг. XX века; и участок с наиболее свежими могилами. Данное деление не означает, что на «старом кладбище» нет свежих могил. При наличии свободных мест, свежие могилы появляются даже в самом центре участка, образовывая целые комплексы захоронений, принадлежащих одной или нескольким родственным семьям.d5
В целом, изначально территория кладбища составляла около половины современного участка «старое кладбище». В советское время, когда увеличился приток населения на работу в больницу, стали хоронить за пределами рва. В частности, на территории кладбища есть участок, где рядом похоронены представители врачебного корпуса: Балашовы, Тютчевы, Акинфиевы, и др. С течением времени кладбище разрасталось, пока не достигло естественных границ, то есть не вышло к обрыву. С другой стороны кладбище ограничивает дорога, ведущая на поселок Песоченка. В 60-70-хх гг. XX века стали хоронить на другой стороне дороги, и так образовалось «новое кладбище». А в последнее время был образован третий участок с са¬мыми свежими захоронениями.
Некоторые надгробия удалось спасти и перенести на территорию Троицкого храма:
Самая древняя плита (времен царя Алексея Михайловича); Известковая плита в виде гробика Анны Ивановны Царьковой из деревни Зыкеево; Памятник дочери крестьянина Азепова, умершей в 1900 г.Теперь эти надгробия стоят на территории храма как немой укор эпохе безверия и наплевательского отношения к предкам, что, к сожалению, в некоторой степени продолжается и по сей день.В наше время, когда делаются попытки восстановить историческое прошлое, когда для подобной работы открыты все пути, просто необходимо работать над сохранением памяти о давно ушедших людях. Сохранение исторического прошлого — задача каждого приходящего на этот свет поколения.
.

Библиография

I. Архивные источники
Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ)
Фонд 203. Опись 745. Дело 706. Лист 111. Метрические книги Троицкой церкви села Троицкое-Ордынцы.
Фонд 203. Опись 745 Дело 801. Лист 148. Метрические книги церквей Подольского уезда за 1790 год.
Фонд 203. Опись 745. Дело 840. Метрические книги Подольского уезда за 1793 год.
Фонд 203. Опись 745. Дело 865. Метрические книги Подольского уезда. 1795 год.
Фонд 203. Опись 745. Дело 876. Метрические книги церквей Подольского уезда. 1796 год.
Фонд 1371. Опись 1. Дело 43. Листы 97-106. Клировые ведомости Троицкой, села Троицкого Ордынцы церкви за 1916 год.
Фонд 1371. Опись 1. Дело 44. Лист 63. Сергиевская домовая при Московской окружной лечебнице для душевнобольных, церковь, 6 благочинного округа.
Российский Государственный Архив Древних Актов (РГАДА).
Фонд 1355. Дело 780 Экономические примечания к генеральному межеванию. Подольский уезд
Центральной Государственный Архив Московской области (ЦГАМО)
Фонд 66. Опись 18. Дело 303. Листы 109-110. Опись церковного имущества Троицкой церкви села Троицкое-Ордынцы. Составлена 14 января 1922 года.
Фонд 66. Опись 18. Дело 304. Листы 215-216. Протокол по изъятию ценностей из Троице-Ордынской церкви. 4 мая 1922 года.
II. Монографии и материалы в прессе.
1. Борзенков Ф. Отголоски любви причтов и пасомых к своему о. благочинному// Московские церковные ведомости от 3 октября 1916 г.
2. Дудин А.А. Летний салон князя А.П. Оболенского (село Троицкое в середине века)// Усадьба реальная — усадьба литературная. Сборник статей. Мелихово, 2008.
3. Дудин А.А. Церковь Святой и Живоначальной Троицы в селе Троицкое-Ордынцы// Чехов-Сегодня от 10.07.2007 г.
4. Край родной. Чехов, 1999.
5. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874.
6. Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Т.2. М., 2004
7. Поспелов Е.М. Географические названия Московской области. М., 2008.
8. С Христом и под крестом// Чехов Сегодня от 26 марта 2011 года.
9. Филарет, митрополит Московский. Полное собрание резолюций. Том 2. Выпуск 2. М., 1903
10. Холмогоровы В. и Г. Исторические сведения о церквах и селах XVI-XVII вв. Выпуск 7. М, 1889.

Комментирование запрещено